Молчанов Г.А.
Георгий Андреевич Молчанов, (1897-1937), родился в Харькове, в семье офицера. Национальность – русский. Образование: неоконченное техническое. До революции в политической деятельности участия не принимал. В 1916г. был призван в армию, службу проходил в запасных частях. В 1917г. вступил в партию большевиков, куда его привлек знакомый ему еще до революции Антонов-Овсеенко, друживший с его отцом. Антонов-Овсеенко взял Молчанова в свой штаб, ординарцем. В 1919г. был переведен в штаб Фрунзе – адъютантом. По протекции Фрунзе в 1920г. Молчанов и был зачислен в органы ВЧК, для прохождения службы его направили на Северный Кавказ, где вскоре Молчанов стал председателем Грозненской ЧК. Развернул в Грозном «красный террор»: против бывших белых офицеров, против дворян, духовенства. Грозненская ЧК считалась одной из самых жестоких в России. Активно участвовал в борьбе с горскими повстанцами, в подавлении Терского казачества.. Отличался исполнительностью, не брал взяток, не пил, презирал тех своих коллег, кто пользовался «услугами» проституток. Был беспристрастен: если оказывалось, что арестованный – не «буржуй», Молчанов его, как правило, отпускал. Таким образом, «классовую борьбу» Молчанов понимал дословно. По-своему боролся и с преступностью: все выявленные в Грозном «малины» были закрыты одним ударом; всех, кто там был захвачен, расстреляли[1].
В 1921-1922гг. Молчанов – начальник Секретно-оперативной части, а затем – и заместитель председателя Горской губЧК, губотдела ГПУ. В декабре 1922г. Молчанова переводят в Ново-Николаевск, все по той же «специальности»: начальника Секретно-оперативной части. Таким образом, за его личные качества, Молчанову стали доверять работу с секретной агентурой, и по этой «линии» он работал в дальнейшем. В 1925-1929гг. Молчанов – начальник ГПУ Ивано-Вознесенского губернского ГПУ. Среди рабочих Ивано-Вознесенска в 1927-1929гг., в основном, ткачей, ширились антикоммунистические настроения, и произошел ряд масштабных забастовок. Молчанову приказали их подавлять, и ему пришлось отступить от «марксистского канона»: репрессировать не «буржуев», а рабочих. Надо сказать, что перенес это Молчанов плохо: он стал пить. Несколько раз подавал рапорты об отставке, но Ягода на них не отвечал. Поскольку Молчанов считал себя связанным партийной дисциплиной, он приказы о репрессиях в отношении ивановских рабочих выполнил[2]. Результат – несколько тысяч высланных в отдаленные области русского Севера. УК РСФСР с 1927г. запрещал забастовки, объявив их «контрреволюционным саботажем».
В 1929-1931гг. Молчанов – один из руководителей принудительной коллективизации в Ивановской обл., где он пытается следовать «марксизму»: «раскулачивать» только богатых крестьян. Из этого ничего не получилось: ему приказали «раскулачивать» и бедняков, если те не хотят в колхоз. Молчанов отказался поначалу, и ему пригрозили исключением из партии. Тогда он «исправился»: «перевыполнил план» – Ивановская обл.стала одной из первых, завершивших «сплошную коллективизацию» уже к весне 1930г[3]. С этого времени Молчанов пил уже запоями. Изменилось и его поведение – он стал систематически избивать арестованных. Мог броситься и на «коллег».
В ноябре 1931г. Молчанов был назначен на пост начальника Секретно-политического отдела ОГПУ СССР. В его ведении теперь находилась агентурная работа «органов» в масштабе всей страны. Однако заниматься пришлось Молчанову отнюдь не проблемами безопасности государства. Уже в октябре 1932г. Молчанов руководил арестами «рютинцев» – сторонников Рютина, и его «платформы». Ее суть – требование отставки Сталина и возврата к «ленинским нормам партийной жизни» вкупе с восстановлением НЭПа. Эти требования были несовместимы, так как свободная экономика не могла сочетаться с монополией партии на власть. Характерно, что привлекаемые Сталиным к ответственности за масштабное воровство партчиновники, в качестве «оправдания», всегда ссылались на «ленинские нормы партийной жизни». По «делу Рютина» было арестовано несколько сот человек, почти все они – директора предприятий и хозяйственники среднего звена[4]. Все они были полностью реабилитированы в 1956-1957гг., хотя основными обвинениями были взятки и хищения.
Тогда же, в конце 1932г., Молчанову Сталин поручил «разработку» сторонников Смирнова, одного из ближайших соратников Троцкого. Смирнов имел серьезный опыт подпольной работы, включая террористическую – именно его, а не Тухачевского, по праву можно считать победителем Колчака: отряды партизан, координируемые Смирновым полностью парализовали снабжение и тылы белых, а его агентура сообщала штабу РККА планы штаба Колчака часто раньше, чем он сам их утверждал. Если бы Смирнов всерьез взялся за «ликвидацию» Сталина, то у него это могло бы получиться, в связи с чем Сталин и решил в первую очередь «разобраться» именно с ним.
Молчанов был одним из организаторов так называемого «Кировского потока» в 1934-1935гг., – арестов, высылок и казней в связи с убийством С.М.Кирова. списки на высылки, составленные Молчановым, не меньше тех, что были составлены Л.М.Заковским в Ленинграде.[5]
В 1935-1936гг., однако, Молчанов стал сопротивляться «раскручиванию» «дел», «производных» от Московских процессов: он утверждал, что «троцкистское подполье в Москве является совершенно незначительным». То же самое говорил Сталину и Ягода, что и стало одной из главных причин его устранения. Первоначально контроль за делом Зиновьева-Каменева и их соратников 1936г. предполагалось поручить Молчанову, но из-за высказываемых им сомнений оно было передано Ежову. Вопрос о причинах такого поведения Молчанова нуждается в выяснении: ни он, ни Ягода, ни утверждавший то же самое Агранов, ничем это утверждение не подтверждали[6].
В ноябре 1936г. Молчанов был переведен на пост Наркома НКВД БССР, а в марте 1937г. его арестовали. К этому времени уже употреблял наркотики, и работать не мог физически.
9 октября 1937г. Г.А.Молчанов был приговорен к расстрелу и в тот же день казнен.[7] В 1996г. Молчанов частично реабилитирован: заведомо вздорные обвинения в «шпионаже», «диверсиях» и тому подобном были сняты, расстрел «заменен» 15 годами лишения свободы (посмертно).
[1] Революция и Гражданская война в России. 1918-1922. Т.2. М.,2004.
[2] Роговин В.З. Власть и оппозиция в России. 1917-1929. М.,1993.
[3] Мироненко С.В. История сталинского ГУЛАГа. Т.1. М.,2004.
[4] Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. М.,2008.
[5] Петров Н.В. Палачи. Они выполняли заказы Сталина. М.,2011.
[6] Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.,2010. Сталин относил к «троцкистам» не только тех, кто состоял в той или иной нелегальной оганизации, но и всех, кто выступал с позиций «мировой революции» или придерживался «военно-коммунистических» взглядов. Сталин для них не был авторитетом, а потому они ему «мешали».
[7] Роговин В.З, 1937. Партия расстрелянных. М.,2010.