Мороз Я.М.
Мороз Яков Моисеевич, (1898-1940), родился в м.Кринки Гродненской губернии в семье ремесленника. Еврей по национальности. Образование неоконченное низшее: после двух классов оставил учебу. Некоторое время помогал отцу в мастерской (тот был кожевенником), затем жил случайными заработками. В 1914г. вступил в партию «Поалей-Цион», выступавшую за построение социалистического государств еврейского народа в Израиле. В 1916г. был призван в армию, но на фронт не попал: началась революция, и Яков Мороз дезертировал. Уехал в Оренбург, где устроился на работу строгальщиком.
В 1918г. Яков Мороз вступил в партию большевиков, а также – в Красную Гвардию. С 1919г. – в органах ВЧК. Был следователем, членом ревтрибунала, в 1920г. направлен в г.Баку, где до 1928г. также работал следователем.[1] Быстро «отличился» применением недозволенных методов следствия – избивал арестованных, заставлял лиц, виновных в чисто уголовных деяниях, брать на себя «политику».
Долгое время ему все сходило с рук, но в 1928г. Яков Мороз совершил тяжкое преступление: самовольно расстрелял человека, который был не обвиняемым, или арестованным, а свидетелем по одному из уголовных дел. Кроме того, погибший был человеком, довольно известным в городе, так что замять скандал не удалось. Мороз был арестован, и в 1929г. получил семь лет лишения свободы[2]. Но в 1931г. решением Президиума ВЦИК он был досрочно освобожден, а по решению Г.Г.Ягоды – восстановлен на работе в «органах». В том же году, по ходатайству Ягоды его восстановили в ВКП(б)[3]. Интересно, как Г.Мороз отбывал наказание: он был в лагере начальником Ухтинской экспедиции Управления северных лагерей особого назначения (УСЛОН), т.е., будучи формально заключенным, руководил ни больше ни меньше, как структурным подразделением концлагеря. И распоряжался жизнями «зеков» так, как если бы никакого приговора и суда в его отношении не было в помине[4].
В 1931г., после снятия судимости, Яков Мороз стал начальником Ухтпечлага, и занимал эту должность до 1938г. Ухтпечлаг был вдалеке от глаз начальства, там можно было себе позволить многое, и Яков Моисеевич «развернулся»: организовал хищения ценной древесины, пиломатериалов, которые поставлялись по спекулятивным ценам строительным организациям. Разумеется, «выручка» шла в карманы самого Мороза и его сообщника – главного инженера лагеря Ю.К.Максимовича. Заключенные, привлекавшиеся к их деятельности, держались в страхе: за огласку могли убить[5]. Но летом 1938г. вся эта история вскрылась: кто-то из партнеров Якова Моисеевича оказался недоволен условиями «сделки», и «заложил» его. 21 августа 1938г. Яков Мороз был арестован. Несколько дней спустя его исключили из партии – на этот раз окончательно[6]. Вначале его обвиняли в преступной халатности, в нарушении правил бухучета в получении взяток, и он надеялся как-то выкарабкаться из этой ситуации. Поначалу ему это удавалось: он так запутал следствие, что дело зашло в тупик. Дело Мороза долго «плавало» по инстанциям, и, в конце концов «доплыло» до Л.Е.Влодзимирского. Тот, не желая возиться с «висяком», распорядился поменять обвинение на более «привычное»: Яков Моисеевич Мороз был обвинен в «контрреволюционной террористической заговорщицкой деятельности», и 21 января 1940г. расстрелян.
В 1958г. – полностью реабилитирован, посмертно восстановлен в КПСС.
Был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за освоение богатств Севера» (1936г.)
[1] Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД. 1934-1941. М,,1999.
[2] Волков О.В. Погружение во тьму. М.,1989.
[3] Формально ходатайство подписал также Г.К.Орджоникидзе. но он Я.Мороза вообще не знал, и поверил на слово Ягоде.
[4] Характерно, что свои приказы он подписывал не как «з/к», а как сотрудник ОГПУ.
[5] //Покаяние. Мартиролог. Т.8. Ч.1. Сыктывкар.2005.
[6] www.ourbaku.com/index.php5 «Хозяин Ухтпечлага».