Паукер К.В.
Карл Викторович Паукер, (1893-1937), родился в г.Лемберг (ныне – Львов, Украина), в Австро-Венгерской империи, в семье мелкого торговца. Еврей. Получил начальное образование, работал парикмахером, кондитером, театральным гримером. До Первой мировой войны политикой не интересовался. В 1914г. был призван в армию, и в апреле 1915г. сдался в плен русским: воевать Паукер не желал. В лагере для военнопленных, в Самарканде, Паукер сблизился с большевиками, и после свержения монархии записался в Красную Гвардию; в партию вступил в дни октябрьского переворота. В 1917-1918гг. помощник военного коменданта Самаркандской области, председатель полевого ревтрибунала, с декабря 1917г. – в органах ВЧК. С января 1919г. – заведующий Секретно-оперативной частью ЧК Самарканда, одновременно – помощник председателя областного ВРК. Был одним из организаторов Красного террора в Самарканде и области. Мог по своему усмотрению внести в расстрельные списки кого угодно. «К стенке» Паукер мог поставить и просто за то, что человек не знал русского языка, и Карл Викторович его не понимал. В Самарканде до сих пор показывают места «где Карл людей к стенке ставил»[1]. «Рвение» Паукера заметили: в 1920г. его перевели в Москву, уполномоченным Иностранного отдела Особого отдела ВЧК. Там он проработал до 1922г., и должен был заниматься выявлением иностранной агентуры, особенно – в рядах РККА. Но для этого у Паукера не было ни образования, ни способностей, и все, что он «сумел», это «назначать» «шпионов» в произвольном порядке. Среди пострадавших от его «активности» было больше всего бывших немецких и австрийских военнопленных, слонявшихся по России в поисках куска хлеба и желавших вернуться домой[2]. В 1923г. К.В.Паукер стал начальником Оперативного отдела ГПУ, но там не прижился, и Дзержинский в 1924г. «сплавил» Паукера к И.В.Сталину – начальником охраны. В то время Сталин считался самым маловероятным претендентом на власть, и назначение к нему в аппарат считалось отправкой на политические «задворки». Работы по охране Сталина у Паукера де-факто не было: Иосиф Виссарионович считался в большевистских «верхах» настолько незначительной фигурой, что, несмотря на пост генсека, чаще всего ходил по Москве пешком и без всякой охраны. Сталин нашел Паукеру другое применение: тот стал у него чем-то вроде денщика. Паукер старался улучшить быт Сталина, развлекал его, когда он приходил с работы, подавал ему на стол[3].
По мере укрепления позиций Сталина Карл Викторович стал получать он него другие задания, и все чаще они были связаны с организацией репрессий. Он стал теперь своего рода «личным следователем» Сталина. Так, К.В.Паукер руководил арестами и высылкой в отдаленные места Сибири активистов «левой оппозиции»: сторонников А.Г.Шляпникова, Сафарова, Сапронова, и других. Затем Сталин поручил ему ведение «дела» М.Н.Рютина и сторонников его «Союза марксистов-ленинцев». Это дело Паукер всячески раздувал, произвольно приписывая его участникам «террористические намерения» и «связи с японской, английской и французской разведками»[4]. В «участники заговора» автоматически вписывал все окружение фигурантов. Само по себе участие Паукера в следствии было незаконно: он не имел никакого отношения к следственным органам. Тем не менее, он вел допросы арестованных, произвольно менял содержимое материалов уголовного дела.
Сталин считал его работу успешной, потому поручил ему новое расследование: так называемого «Кремлевского дела»: о попытках секретаря ВЦИК А.С.Енукидзе сколотить собственную группировку в руководстве госаппарата с целью организации «дворцового переворота». Здесь, правда, Паукер «трудился» не один, а руководил следственной бригадой сотрудников НКВД, что было незаконно. Однако в этом расследовании поведение Паукера скоро стало вызывать у Сталина подозрения: слишком уж рьяно Карл Викторович «искал врагов» среди служащих Кремля и других правительственных объектов, буквально опустошая их. Сталин заподозрил, что тот либо отводит от себя подозрения в участии в заговоре Енукидзе, либо устраняет свидетелей каких-то своих собственных «грехов»[5]. К.В.Паукер был взят в оперативную разработку сотрудниками Особого сектора ЦК ВКП(б), игравшего роль партийной контрразведки, негласным руководителем которой до 1939г. был сам Сталин[6].
А Паукер продолжал «стараться»: уже по своей инициативе он сфальсифицировал дело так называемого «Московского антисоветского центра». Всем, проходившим по этому «делу» К.В.Паукер предложил вынести смертный приговор, но Сталин с этим не согласился: часть обвиняемых вообще оправдали, а часть – осудили на сравнительно небольшие сроки[7].
Видя «заостренность» Паукера против Зиновьева и Каменева, Сталин подключил его к расследованию их дела (в 1935-1936гг.), и неоднократно поручал ему ведение допросов. Делалось это также в нарушение закона.
После смещения Г.Г. Ягоды Паукер какое-то время оставался на высших постах в НКВД: до апреля 1937г. он возглавлял 1й отдел ГУГБ, отвечая за безопасность не только Сталина, но и всего высшего руководства страны. Однако к этому времени Карл Викторович был уже под плотным «колпаком»: отслеживался каждый его шаг. Последним «делом», в котором Паукер участвовал, стало «дело» Г.Л.Пятакова и К.Б.Радека в январе 1937г.: Паукер «добыл» от Пятакова показания о «вредительстве в тяжелой промышленности»[8]. Он выполнял заказ Сталина, желавшего получить дополнительный рычаг давления на хозяйственников[9], но настолько «перевыполнил план по вредителям», что Сталин почел за благо его от этого дела отстранить.
В ходе следствия по заговору М.Н.Тухачевского Сталин решил «прошерстить» все свое ближайшее окружение, опасаясь, что там останется кто-то из его скрытых сторонников. Связей К.В.Паукера с людьми Тухачевского проверка не нашла, но рисковать Сталин не желал. «В комплекте» с уже накопившимся к Карлу Викторовичу сталинским недоверием это дало «результат»: 19 апреля 1937г. К.В.Паукер был арестован. Его обвинили в подготовке покушения на И.В.Сталина[10] и 14 августа 1937г. расстреляли.
Не реабилитирован.
[1] Залесский К.А. Империя Сталина. М.,2003.
[2] ВЧК в ленинской России. 1917-1923. М.,2007.
[3] Монтефиоре С. Сталин: двор красного монарха. М.,2006.
[4] Шатуновская Л. Жизнь в Кремле. Нью-Йорк, 1971. (На рус.яз.)
[5] Мартиросян А.Б. «Дело «Клубок». М.,2008.
[6] С 1939г. эту функцию выполнял Г.М.Маленков. Это стало одной из самых серьезных ошибок Сталина: вскоре под контролем людей Маленкова оказался сам «вождь».
[7] Орлов А.М. Тайная история сталинских преступлений. СпБ.,1991.
[8] Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30е годы. М.,1996.
[9] Сталин требовал форсированных темпов развития тяжелой промышленности; значительная часть хозяйственников по разным причинам этому сопротивлялась.
[10] Основанием для такого обвинения послужили данные «прослушивания» квартиры Паукера. К сожалению, эта часть уголовного дела до сих пор засекречена. Потому однозначно утверждать, что это обвинение ложно, мы не можем.