Пятаков Г.Л.
Георгий Леонидович Пятаков, (1890-1937), родился в Черкасском уезде Киевской губернии, в семье директора сахарного завода. Образование – неоконченное высшее: был отчислен с юридического факультета Петербургского университета за неуспеваемость. Нигде не работал. В 1905г.,с началом первой русской революции, увлекся идеями анархизма, но в 1910г. вступил в партию большевиков. Партийные клички: «Кий», «Японец», «Рыжий». Перешел на нелегальное положение, неоднократно арестовывался за незаконное хранение оружия и боеприпасов, подделку документов, в 1912г. был сослан в Иркутскую губернию, откуда бежал в Японию, а затем перебрался в Швецию, где прожил до 1915г. В Швеции Пятаков создал нелегальный кружок, члены которого приобретали оружие и взрывчатку: Георгий Леонидович и в Швеции собирался устроить «пролетарскую революцию». Его арестовали и выслали в Норвегию, где он был взят под жесткий полицейский контроль и фактически находился под домашним арестом, так что в Норвегии он свою «деятельность» возобновить не смог[1].
После свержения монархии в 1917г. Пятаков вернулся в Россию, возглавил Киевский комитет партии большевиков, а в дни октябрьского переворота в Петербурге руководил вооруженным захватом Госбанка и был назначен его комиссаром. «Работа» Пятакова в Госбанке свелась к его ограблению: все, что там сумели обнаружить, свозилось в специальные помещения, отведенные Лениным под большевистскую «черную кассу». Затем Пятаков занялся капиталами крупных собственников: своими приказами обязывал их «сдавать» золото, драгоценности и валюту. Поскольку желающих «сдавать» не находилось, людей арестовывали, и Пятаков принуждал их к выдаче ценностей. «Методы» Пятакова мало отличались от тех, которыми пользуются бандиты в наши дни: избиения и пытки, для чего у Пятакова была специально подобранная группа «исполнителей». При этом ограбленных обязывали давать подписку в том, что они «добровольно» сдали ценности. «Напарником» Пятакова в этой «работе» был В.В.Оболенский. В ноябре 1917г. Г.Л.Пятаков стал членом Совнаркома[2].
В марте 1918г. он уехал на Украину, и попытался создать самостоятельную украинскую коммунистическую партию, но из этой затеи ничего не вышло. А уже в июле 1918г. Пятаков руководил подавлением восстания рабочих в Ярославле, требовавших восстановить демократические свободы и ликвидировать ЧК. Пятаков действовал жестоко: приказал вести артиллерийский огонь по жилым кварталам, следствием чего стали значительные разрушения и гибель большого числа мирных жителей[3]. В награду за этот «успех» Пятаков был назначен членом Реввоенсовета Украины, секретарем ЦК КП(б)У , а в ноябре 1918г. – председателем Совнаркома Украины. На этом посту Пятаков «отличился» уничтожением фермерских хозяйств немецких и греческих колонистов, а также ограблением монастырей и церквей под предлогом «изъятия церковных ценностей в пользу трудового народа». «Изъятые» ценности расхищались, и это привело к скандалу: 24 января 1919г. Ленин сместил Пятакова с должности – он считал, что «изъятое» нужно было передавать в Москву, в его «кассу», а не «распределять» среди украинских «товарищей». Но уже в июне 1919г. Г.Л.Пятаков – председатель Чрезвычайного военно-революционного трибунала РСФСР. С этой работы его скоро тоже сместили: сотрудники Георгия Леонидовича без всякого стеснения брали взятки и пьянствовали, уличен в этом был и он сам, так что Ленин почел за благо отправить его на фронт.
В январе 1920г. по протекции Троцкого возглавил советскую военную разведку – Региструпр РККА, но через месяц его сместили: с такой работой он не справлялся. Зато в ноябре 1920г. он стал председателем Чрезвычайной «тройки» по Крыму и, наряду с Р.С.Землячкой и Б.Куном несет ответственность за убийство десятков тысяч человек. За это его наградили Орденом Красного Знамени[4].
В 1922г. перешел на хозяйственную работу,- зампредседателя Госплана, зампредседателя ВСЕХ СССР. С 1923г. – активный участник троцкистской оппозиции. В 1927г. был исключен из партии, но уже в 1928г. восстановлен: Георгий Леонидович заявил о разрыве с Троцким. Сталин поверил в искренность «покаяния»: назначил Пятакова на пост Председателя Правления Госбанка СССР и поручил ему проведение кредитной реформы. Лозунги «мировой революции» тут были бесполезны: нужно было знать кредитное дело. Пятаков с работой не справился: кредитная реформа была провалена. И.В.Сталин все же надеялся, что Пятаков может быть чем-то полезен: назначил его замнаркома тяжелой промышленности[5]. Как и почти во всех подобных случаях, Иосиф Виссарионович дал Пятакову возможность самостоятельно подобрать себе команду и выдвигать любые инициативы – был бы от них толк. «Инициативы» Пятакова сводились к неоправданному завышению плановых заданий предприятиям и гонке за валовыми показателями производства. Результатом стали массовый выпуск бракованной продукции и многочисленные аварии – в том числе с гибелью людей.[6] Пятаков создал обстановку нервозности и шпиономании: он организовал травлю старых специалистов и инженеров, в 1932-1935гг. инициировал целый ряд политических судебных процессов над ними, во всех случаях он добивался смертной казни обвиняемым. Своими действиями Пятаков грубо нарушал закон: не имея никакого отношения к следственным органам, он давал приказы об арестах специалистов, сам вел допросы, а на судебных заседаниях сам выступал в качестве «общественного обвинителя». Только вмешательство Г.К.Орджоникидзе не позволило Пятакову учинить в наркомате кадровый погром. Действия Пятакова по «выявлению вредителей» вызвали дезорганизацию многих предприятий и строек, во многом из-за этого был сорван первый пятилетний план.
В 1936г. выступал одним из обвинителей по делу группы Зиновьева-Каменева: требовал расстрела для всех.
К 1936г. «лимит доверия» к Пятакову со стороны И.В.Сталина был исчерпан: слишком очевидны стали результаты его «деятельности». К тому же в 1935г. Пятаков установил связь с группой сторонников И.Н.Смирнова. Мотивом действий Пятакова было недовольство статусом: он хотел стать наркомом и членом Политбюро – как его начальник, Г.К.Орджоникидзе, которому Пятаков завидовал и которого ненавидел. Шансов занять его место Пятаков не имел: Орджоникидзе был слишком близок к Сталину, так что ненависть к Орджоникидзе Пятаков перенес и на него.
Пятакову было известно об ориентации группы Смирнова на совершение актов саботажа. В 1935-1936гг. был совершен ряд таких актов, в частности, на Челябинском тракторном заводе и Кузнецком металлургическом комбинате, а также на нескольких объектах золотодобывающей промышленности.[7]
В начале 1936г. Г.Л.Пятаков сильно запил: работать он перестал.
12 сентября 1936г. Г.Л.Пятаков был арестован. Его обвинили во вредительстве и принадлежности к троцкистской заговорщицкой группе и в подготовке покушения на Г.К.Орджоникидзе.
30 января 1937г. Г.Л.Пятаков был расстрелян. В июне 1937г. была расстреляна его вторая жена – Л.Ф.Дитятева (реабилитирована в 1991г.). Дети Пятакова репрессиям не подвергались, его братья и сестры – также.
В 1988г. Г.Л.Пятакова полностью реабилитировали и восстановили в КПСС. После этого, до 1991г. Пятаков восхвалялся, как «борец со сталинизмом»[8].
[1] Солдатенко В.Ф. Георгий Пятаков: история неспокойной судьбы. Киев, 2004. (на укр.яз).
[2] Бергер-Барзилай И.М. Троцкисты. Крушение поколения. М.,2008.
[3] Ратьковский И.С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918г. СпБ.,2006.
[4] Соколов Д.В. Очерки по истории политических репрессий в Крыму. 1917-1941. Севастополь,2009.
[6] Литлпейдж Д. В поисках советского золота. М.,2007.
[8] //Правда, 05.08.1988г.