Раковский Х.Г.

Христиан Георгиевич Раковский (наст. фамилия – Станчев), (1873-1941), родился в г.Котел, (Болгария), в семье общественного деятеля. Болгарин по национальности. Образование: высшее – окончил медицинский факультет университета Монпелье во Франции. В 1893г. познакомился с Г.В.Плехановым, и с этого времени сблизился с русским революционным движением[1]. В 1898-1899г. служил в армии, демобилизован по состоянию здоровья. В 1900г. Х.Г.Раковский был завербован разведотделом Генштаба Австро-Венгрии, и ориентирован на проникновение в российские революционные круги. Находясь в России в 1900-1902гг., Раковский сблизился с П.Б.Струве, П.Н.Милюковым, В.И.Лениным, Ю.Л.Мартовым. В 1907г. примкнул к большевикам, но поддерживал тесные связи с Л.Д.Троцким, тогда находившимся в оппозиции к Ленину. Был взят под наблюдение российской контрразведкой, но по каким-то причинам его не арестовали[2]. Раковский был одним из лиц, перевозивших крупные суммы денег от «заинтересованных лиц» на Западе большевикам – на издание прессы, листовок, на приобретение поддельных документов и оружия. За такой «филантропией» очень часто стояли интересы иностранных спецслужб, а в данном случае – Австро-Венгрии. В 1915г. Раковского привлек к себе один из основных «спонсоров» большевиков – А.Парвус , и Раковский переводил Троцкому и Ленину деньги уже от него[3]. В 1916г. Раковского арестовали в Румынии по обвинению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и Германии, но после русской революции в мае 1917г. освобожден, и выехал в Швецию. В Россию он вернулся в декабре 1917г., и сразу получил от Ленина назначение в Севастополь, где организовал силами матросов отряды Красной гвардии. Первым делом Раковский распорядился взять заложников из числа «имущих классов» и офицеров; офицеры флота в большинстве были по его приказанию казнены. Матросы Раковского устроили в городе массовые грабежи; Раковский им не препятствовал, а напротив, поощрял такие поступки, считая их «подлинно революционной энергией пролетариев». Те, кто пытался защитить свое имущество, казнились без суда. Затем Раковский организовал «поход на Дунай»: попытку силами матросов захватить Бессарабию, но из этого ничего не вышло: наступавшие румынские войска без труда разбили эту недисциплинированную орду; к тому же, Раковский не имел военных знаний. После этого Раковский приехал в Одессу, где создал «Временную автономную коллегию по борьбе с контрреволюцией в Румынии и на Украине». Развернуться «во – всю ширь» Раковский не смог: помешало наступление немцев, но расстрелять большие группы заложников он приказать успел. Наиболее массовыми были казни в Раздельной, Балте, Тирасполе, Николаеве. В Николаеве, в частности, были казнены все заключенные в городской тюрьме[4].

Участвовал в переговорах с правительством Украинской Центральной Рады, был направлен для революционной работы в Берлин, но в ноябре 1918г. был задержан немцами и депортирован. А в январе 1919г. Раковский стал Председателем Совнаркома (до 1923г.) и НКВД Украины (до 1920г.), одновременно. Активно продвигал идею создания «Трудовых армий», но больше всего «отличился» в проведении так называемой «коммунизации» – попытке создать крупные сельские хозяйства, где обобщены были не только земля, но и быт: Раковский устранял отдельное проживание, запрещал индивидуальное приготовление пищи, воспрещал держать огород или сад, мелкую птицу. Общей была даже посуда. В своем рвении дошел до попыток регламентации интимных отношений между супругами: сочинил несколько инструкций на этот счет. Посещение политзанятий сделал обязательным, для «уклонистов» Раковский санкционировал телесные наказания[5].

Санкционировал крайне жестокое подавление движения атамана Григорьева: приказывал подвергать артобстрелу деревни, население которых оказывало помощь Григорьеву, неоднократно приказывал не брать пленных. Значительная часть гражданского населения пыталась покинуть район боев РККА с Григорьевым и перебраться в Румынию, но Раковский приказал останавливать беженцев пулеметным огнем и картечью, не допуская перехода ими Днестра, где была тогда граница[6]. Надо сказать, не все командиры РККА такие приказы выполняли: так, Г.И.Котовский стрелять по беженцам отказался и не мешал им уходить за границу[7].

В 1923г. поддержал Троцкого, после чего был снят с работы в Киеве и отправлен послом в Лондон, а в 1925-1927гг был полпредом во Франции. Свой перевод на дипломатическую работу Раковский считал «ссылкой», и вместо своих прямых служебных обязанностей занимался помощью Троцкому в налаживании контактов со своими сторонниками за границей[8]. Кроме того, в 1923г., Раковский наладил контакт с людьми из британской и французской разведок: позднее он утверждал, что «делал это по поручению Троцкого»[9]. В декабре 1927г. был исключен из партии, выведен из ее ЦК и сослан в Кустанай, а затем – в Барнаул. Считал нужным создавать нелегальные организации, ориентированные на физическое истребление наиболее видных представителей режима. Чтобы получить возможность заняться этим, он имитировал «примирение» со Сталиным, и в 1935г. был восстановлен в ВКП(б), и получил управленческий пост в Наркомате здравоохранения. Однако за ним пристально наблюдало НКВД: пропаганда терроризма, которую Раковский вел среди вербуемой им в свои ячейки молодежи, не осталась незамеченной, и в январе 1937г. Раковского арестовали[10].

В марте 1938г. Х.Г.Раковский был признан виновным в шпионаже и подготовке терактов, и осужден на 20 лет лишения свободы. Свою вину признал полностью. Отбывал наказание в Орловском централе. 11 сентября 1941г., в связи с угрозой захвата Орла немецкими войсками, часть заключенных была расстреляна без суда и следствия[11]. В их числе был расстрелян и Х.Г.Раковский. Вместе с ним были расстреляны двое его подельников – Бессонов и Плетнев.

В 1988г. Христиан Раковский был полностью реабилитирован и восстановлен в КПСС.[12]

 
[1] //Украинский исторический журнал. 2002. №1. (на укр.яз.)

[2] //Русское прошлое. Кн.1. М..1991.

[3] Земан З., Шарлау У. Кредит на революцию план Парвуса. М.,2007.

[4] Ландовский И. Красная симфония. М.,1996.

[5] Фельштинский Ю.Г Архив Троцкого. Т.7. М.,2009.

[6] Атаман Григорьев был украинским эсером. Поначалу был союзником красных, но разочаровался в них. Его поддержала значительная часть крестьян Одесской, Николаевской, Херсонской губерний и Бессарабии. Подробнее об этом: Рябчиков С.В. «Зеленые» на юге России. Новые материалы. М.,2008., Белаш В.А. Дороги Нестора Махно. М.,1996.

[7] Подробнее об этом: Шульгин В.В. Дни.1920. М.,1991.

[8] Иоффе Н.А. Время, назад. М.,1992. (Надежда Адольфовна Иоффе – дочь советского дипломата, А.А.Иоффе, соратника Троцкого, и ей многое было известно).

[9] Зазубрин В. КГБ. М.,2010.

[10] Роговин В.З. Партия расстрелянных. М.,1998.

[11] Указание произвести расстрел дал Б.З.Кобулов.

[12] //Вопросы истории КПСС. 1989. №7.