Рапопорт Я.Д.
Яков Давыдович Рапопорт (1898-1962) родился в г.Рига, в семье мещанина. Еврей. Образование – средне-специальное: окончил ремесленное училище. Отправки на фронт во время Первой мировой войны избежал, так как был учащимся и единственным сыном в семье.
1917 год встретил в Воронеже, куда переехала его семья. Сразу после свержения монархии Я.Рапопорт вступил в партию большевиков и принял активное участие в установлении Советской власти в Воронеже: вначале был известен, как митинговый оратор, в дни большевистского переворота – командовал отрядом красногвардейцев.[1]
В январе 1918г. Я.Рапопорт – на службе в ВЧК: в 1919г. становится заместителем председателя ЧК Воронежской губернии. Воронежская ЧК была известна жестокостью; Рапопорт принимал участие в пытках арестованных. Сам Рапопорт чаще всего прибегал к пытке кипятком: пытаемого окунали в кипящую воду, и держали там, пока он не терял сознание, приведя затем в чувство – продолжали[2]. С декабря 1919г. Я.Рапопорт – в Красной Армии, но на фронтах не был, а занимал должность зампредседателя губернского Ревтрибунала и руководил борьбой с «дезертирством».
Некоторое время находился на хозяйственной работе, а с 1926г. сосредотачивается на работе в ОГПУ. Рапопорт приглянулся председателю ОГПУ В.Р.Менжинскому, который в 1930г. неожиданно выдвинул Рапопорта на крупный пост: помощника начальника управления лагерей ОГПУ. В этой должности Рапопорт остался до 1939г. Собственно лагерями и режимом в них занимался не он, а другие люди. Задача Рапопорта сводилась к обеспечение строительства крупных «строек коммунизма» при помощи рабского труда заключенных. Главным было выполнение работ в срок и с приемлемым качеством при минимуме затрат. Количество жертв роли не играло. Первой «стройкой коммунизма», которую курировал Рапопорт, был канал Москва-Волга (1930-1932), затем – Беломорско-Балтийский канал им.Сталина (1933- 1935гг.), строительство Рыбинского и Угличского гидроузлов (Волгострой)(1935-1939г.). Точное количество умерших на этих стройках неизвестно, но счет идет на десятки тысяч[3]. Некоторые современные историки сравнивают Я.Рапопорта с Адольфом Эйхманом, нацистским преступником, который применял «истребление трудом»[4]. На этих стройках Рапопорт обладал неограниченной властью: мог расстрелять любого и ни перед кем не отвечать. Правда, сам он это делал редко: ему было достаточно приказать охране. Рапопорт не обладал техническими и инженерными знаниями для руководства строительством, поэтому он приказывал отбирать для работы в «штабе стройки» специалистов из числа заключенных: мерой поощрения было место на нарах у печки либо 20 грамм мармелада, мерой наказания – отправка на работы: дробление камня или валку леса. Практически весь труд рабочих носил ручной характер. В пропагандистских целях об этих стройках снимали документальные фильмы, и привозили на них «пролетарских писателей»: так, на Беломорканал приезжал М.Горький, который потом расхваливал руководителей стройки – в том числе Рапопорта[5].
Интересно, что смены «караула» в руководстве ОГПУ-НКВД никак не касались Рапопорта: он был непотопляем. Причин было две: во-первых, Рапопорт никогда не претендовал на участие в политической борьбе в «верхах». Во-вторых, все порученные ему «стройки коммунизма» оказывались построенными. А за погибших и искалеченных, за сломанные людские судьбы с него никто не спрашивал.
В 1940-1941гг. Я.Д.Рапопорт руководит Главгидростроем: подразделением НКВД, занимавшимся созданием силами заключенных гидроэлектростанций, а также, по поручению Сталина, руководил созданием системы концлагерей в Карелии.[6] В дальнейшем Я.Рапопорт занял пост замначальника Главоборонстроя при Наркомате обороны и руководил созданием оборонительных сооружений на различных фронтах. Под Сталинградом командовал саперной армией и получил звание генерал-майора[7]. После 1943г. Рапопорт вновь занимается «стройками коммунизма»: руководит созданием Нижнетагильского и Челябинского металлургического заводов, Волго-Донского канала. С 1945г. подключается к атомному проекту: в 1945-1947гг. Возглавлял строительство плутониевого комбината и комплекса связанных с ним объектов (более известных, как «Маяк» и «Челябинск-40»). Поскольку защита от воздействия радиации не предусматривалась, работа на этих объектах обернулась массовой смертностью. А сам «Маяк» был построен с серьезными дефектами – что и привело к масштабной экологической катастрофе – первой такого типа в СССР[8]. В 1953-1956гг. Я.Рапопорт руководил Главречстроем министерства строительства СССР, – с трудом заключенных это уже было не связано, так как ГУЛАГ расформировывался. Поскольку прежние «методы», пригодные для «воздействия» на заключенных, уже не годились, а по-другому «руководить» Рапопорт не умел, в 1956г. его перевели на «синекуру» – заместителем директора института «Гидропроект», с увольнением в запас из органов госбезопасности. К суду по делам о репрессиях не привлекался, уничтожение команды Берии его не коснулось. Последние годы жил крайне замкнуто.
Умер Я.Д.Рапопорт в 1962г. в Москве, от онкологического заболевания.
[1] Революция и гражданская война в России. 1917-1923. Т.2. М.,2009.
[2] Мельгунов С.П. Красный террор в России. М..1993.
[3] Конквист Р. Большой террор в России. М.,2005.
[4] К таким выводам, в частности, приходит американский историк М. Бернстайн; солидарен с ним и Р.Конквист.
[5] Об этом довольно подробно, хотя и эмоционально, писал А.И.Солженицын: см. «Архипелаг ГУЛАГ», М.,1990.
[6] Жуков А.Ю. ГУЛАГ в Карелии. Сборник документов и материалов. Петрозаводск,1992.
[7] Вожакин М.Г. Великая Отечественная. Командармы.Военно-биографический словарь.М.,2005.
[8] Новоселов В.Н. Обьект особой важности. Екатеринбург, 1995.