Стучка П.И.

Петр Иванович (наст. имя – Петерис Янович) Стучка, (1865-1932), родился в Кокнесском уезде Рижской губернии в семье крестьянина. Национальность – латыш. Образование высшее: в 1888г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Работал помощником присяжного поверенного. Первоначально сочувствовал либералам, но после того, как в 1897г. был арестован и сослан на 5 лет в Вятскую губернию, резко полевел, и в 1906г.  поддержал большевиков.[1] В 1917г. П.И.Стучка –  один из организаторов большевистского переворота: находясь в Смольном, поддерживал связь ленинского штаба с частями латышских стрелков, был председателем следственной комиссии Петроградского ВРК, и в этой должности занимался арестами чинов прежней администрации, офицеров, лидеров оппозиционных большевикам организаций.[2] Сам вел допросы арестованных, участвовал в обысках. После восстания юнкеров 29 октября 1917г. дал санкцию на казнь значительной части пленных.  Руководил закрытием небольшевистских газет в столице.

В марте 1918г. П.И.Стучка был назначен наркомом юстиции РСФСР, и под его руководством  формировались основы советского правосудия: Стучка был автором Декрета№1 «О суде». Целью Декрета была такова: «разогнать старый суд и отменить все старые законы»[3]. Вводилось два  вида судов:

-народные суды (общегражданские);

-революционные трибуналы (для рассмотрения  «политических» дел).

Институты судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура упразднялись. Стучка считал все это ненужным. П.Стучка разработал и подписал «Руководство для устройства революционных трибуналов», устанавливавшее, что «ревтрибуналы свободны в выборе средств и мер в борьбе с нарушителями революционного порядка». Тем самым Стучка давал санкцию на любое насилие и любой произвол. П.И.Стучка сыграл одну из ключевых ролей в развертывании «красного террора», создав для него псевдоправовую базу[4].

В декабре 1918г. П.Стучка был назначен председателем Советского правительства Латвии, и формально занимал этот пост до января 1920г., уже после освобождения Латвии от большевиков. Но и того времени, пока Стучка хозяйничал в Риге, ему хватило, чтобы устроить настоящий «конвеер» расстрелов. В подвале Рижской ЧК после занятия Риги белыми были обнаружены изуродованные трупы заложников, казненных по приказу Стучки перед уходом большевистских войск[5]. Ко всему добавились голод и эпидемия тифа, для прекращения которой Стучка не делал ничего. В этот момент он устроил пышную свадьбу своей дочери с банкетом, а  после банкета был большой бал в лучшем дворце Риги. Именно там прозвучали знаменитые слова Ларисы Рейснер: «Разве мы делали революцию не для себя?»[6].

В 1919-1920гг. Стучка был председателем особой межведомственной комиссии по расследованию должностных преступлений и спекуляции при ВЧК, и, по имеющимся сведениям, немало на этом заработал: чтобы уйти от ответственности, чекисты-взяточники просто платили комиссии Стучки мзду, а он, в худшем случае, объявлял виновному какой-нибудь «выговор с занесением»[7].

С 1923г. П.Стучка – Председатель Верховного суда РСФСР. На этом посту продолжал доказывать ненужность для победившей революции правовых норм и обеспечения прав подсудимых или арестованных. Насколько мог, он свое «видение законности» отразил в Гражданском кодексе РСФС 1922г., в разработке которого участвовал, и в «Энциклопедии государства и права», вышедшей в 1927г. Показательно, что антиправовые идеи декларировал и активно проводил в жизнь человек с юридическим образованием, окончивший одно из лучших тогдашних высших учебных заведений в Европе, каким был Петербургский университет.

Во внутрипартийных дискуссиях сочувствовал троцкистской оппозиции, но активного участия в ней не принимал по состоянию здоровья. В 1931г. был назначен директором Института советского права.

Петр Иванович Стучка умер в январе 1932г., и это можно считать его везением: пятью годами позже его бы почти наверняка расстреляли. А так – похоронили в Кремлевской стене.



[1] Олман П., Пятс О. Петр Стучка. Рига., 1988г. на лат.яз.

[2] Антонов – Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. М.,1989.

[3] Декреты Советской власти. Т.1. М.,1957.

[4] Стучка П.И. Революционная роль советского права. М.,1934.

[5] //Белая борьба на Северо-Западе России.Документы, материалы, свидетельства очевидцев. М.,2003. На эту же тему: Гессен В.М. Архив русской революции. Репринт.изд. М.,1994.

[6] //Независимая газета. 1993,09.06.

[7] ВЧК в ленинской России. 1917-1923. М.,2007. О том же: Соломон Г.А.Среди красных вождей. М.,1995.