Володарский В.
Владимир Володарский (наст. Имя – Моисей Маркович Гольдштейн), (1891-1918), родился в г.Острополь Волынской губернии (ныне – Хмельницкая обл. Украины), в семье ремесленника. Национальность – еврей. Образование – неоконченное среднее: был исключен из гимназии г.Дубно за нарушение дисциплины и неуспеваемость. Состоял на учете в полиции за хулиганство и асоциальный образ жизни (Володарский ушел из семьи и бродяжничал). В 1905г., с началом первой русской революции, заинтересовался политикой: вступил в еврейскую социал-демократическую партию «Бунд», а затем перешел к украинским социал-демократам из группы «Спилка». Володарский тогда не придавал особого значения партийной принадлежности. В 1908-1911г. возглавлял созданный им «боевой отряд», формально подчиненный «Бунду», и занимался «экспроприациями» – вооруженными ограблениями частных лиц. В 1911г. был арестован в Могилев-Подольском, и сослан в Архангельскую губернию. В 1913г. написал прошение о помиловании на имя Николая Второго, и был им амнистирован в связи с 300-летием Дома Романовых. После освобождения эмигрировал в США, где устроился работать портным. Вступил Володарский и в Социалистическую партию США, но активного участия в ее работе не принимал, да и сама партия была малозначительной. В 1914г. познакомился с Троцким, вместе с которым и вернулся в Россию после свержения монархии в 1917г. В Петрограде Володарский вступил в партию большевиков, и сразу же был назначен главным партийным агитатором по столице: в его прямом подчинении находились люди, выступавшие на митингах и собраниях, готовившие листовки и плакаты. Публичные выступления, Володарского, а также те, которые готовились под его руководством, носили ярко выраженный экстремистский характер: Володарский открыто призывал к вооруженному свержению власти и к началу гражданской войны, к истреблению граждан по социальным и политическим признакам. Стал членом президиума Петроградского Совета, а затем – членом Президиума ВЦИК. Во время первой попытки большевиков захватить власть в июле 1917г. Володарский призывал к захвату административных зданий и отдавал соответствующие приказы красногвардейским отрядам.[1]
После октябрьского переворота Володарский был направлен Троцким на Румынский фронт – для агитации среди солдат. Дело в том, что Румынский фронт находился на периферии, большевистское влияние там было невелико. Ленин и Троцкий опасались, что солдаты этого фронта повернут штыки против них. Особого успеха в своей миссии Володарский не добился, более того, ему едва удалось скрыться от озлобленных нехваткой пищи, разрухой и беспорядком солдат. Ленин отозвал его в Москву, а затем послал заведовать отделом пропаганды и агитации в Союзе коммун Северной области. На этом посту Володарский руководил репрессиями в отношении оппозиционной прессы: «большевистскую агитацию и пропаганду» он понимал, как запрет выступать кому-либо, кроме большевиков. Особенно активизировал свою «деятельность» Володарский в мае 1918г., когда организовал судебный процесс над несколькими вечерними газетами, критиковавшими политику Ленина, и сам выступал в нем, в качестве главного обвинителя. Приговор написал тоже он, а судья лишь «озвучил»: газеты закрыть, редакторов – арестовать, у издателей – конфисковать типографии и денежные средства[2]. За этот «успех» Ленин поручил ему организовать подтасовку результатов выборов в Петроградский Совет депутатов, т.к. значительное число голосов было подано за «буржуазные» партии – кадетов, правых эсеров и беспартийную интеллигенцию «старорежимного» толка. Володарский «спускал» избирательным комиссиям цифры, которые те вписывали в протоколы подсчета голосов. Наблюдателей удаляли красногвардейские патрули. Были существенно «откорректированы» списки избирателей: потенциально «ненадежные» граждане просто не включались в них. Зато была «организована» принудительная явка на выборы целых трудовых коллективов, члены которых до голосования подпиской обязывались «поддержать большевистскую партию». За «правильный» подсчет голосов Володарский выплачивал денежные премии из сумм, выделенных на это Лениным. Таким образом, Володарского можно считать создателем системы фальсификации результатов выборов в СССР, – с той лишь разницей, что в 1918г. еще допускалось выдвижение альтернативных кандидатов, а местами – даже их избрание[3]. При этом Володарский был еще и редактором газеты того самого Совета, выборы в который он сфальсифицировал.
Оборвалась «карьера» Володарского внезапно: 20 июня 1918г. он был застрелен рабочим Обуховского завода Петрограда, неким Н.Сергеевым. Стрелявший был задержан. Поскольку он, как выяснилось, был членом партии эсеров, убийство Володарского было названо «актом белого террора против вождей рабочего класса». Однако Н.Сергеев на следствии утверждал, что мотивы его поступка были бытовыми: Володарский принуждал к сожительству его несовершеннолетнюю дочь. По словам Сергеева, были и другие жертвы домогательств Володарского. К организации покушения был причастен и некто Г.Семенов, инженер, но он сумел скрыться и его не нашли. Возможно – уехал в Финляндию[4]. Дело об убийстве Володарского не попало в суд: Ленин распорядился казнить Н.Сергеева во внесудебном порядке, а проверку его показаний проводить запретил, опасаясь, что они могут оказаться правдой, и тогда не миновать скандала[5].
В 1922г. убийство Володарского было «предъявлено» на суде над партией правых эсеров, как якобы, организованное ее ЦК. Никаких доказательств этому не приводилось. А в 1938г. это же убийство «пришили» Н.И.Бухарину. Бухарин был «не одинок»: в 1937-1938гг. за «убийство Володарского» было казнено множество людей.
В.Володарский похоронен в Петербурге на Марсовом поле. Его именем названы улицы многих городов России, Украины, Беларуси. В честь его было названо несколько населенных пунктов. Достаточно символично, что в Минске на улице, названной именем Володарского, находится тюрьма.
[1] Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. М.,1989. Несмотря на в целом хвалебный тон, основные вехи биографии Володарского приведены детально.
[2] //Отечественная история. 2003. №1.
[3] Литвин А.Л, Красный и белый террор в России. 1918-1922гг. М.,2004.
[4] В 1918г. перебраться в Финляндию было еще возможно: граница была «полупрозрачной». А финны не очень интересовались, кто именно и почему сбежал от большевиков.
[5] Ратьковский И.С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918году. М.,2006. В 1918г. судебные процессы по громким делам были чаще всего публичными, и заткнуть рот подсудимому там было бы не так просто.