Ярославский Е.М.
Емельян Михайлович Ярославский (наст. имя – Миней Израилевич Губельман), (1878-1943), родился в Чите, в семье политического ссыльного. Еврей. Получил домашнее образование. Очень рано увлекся политикой, в 1898г. вступил в РСДРП, создал подпольный социал-демократический кружок, в 1901г. – эмигрировал. В 1903г. вернулся в Россию, вошел в состав подпольного Боевого Центра петербургской организации партии большевиков, был одним из организаторов серии ограблений банков, на квартире Ярославского хранилось оружие и боеприпасы, перевозкой которых занималась его невеста, О.М.Генкина. Активный участник восстания декабря 1905г. в Москве: организовал несколько нападений на полицию и войска. Находился на нелегальном положении, жил по поддельным документам, но в 1907г. был арестован и сослан в Якутск, где находился до свержения монархии: заведовал краеведческим музеем[1].
В феврале-июле 1917г. Ярославский входил в состав Якутского «комитета общественной безопасности»: от его имени организовал самочинные обыски, арестовал чиновников прежней администрации, инициировал аресты всех, «кому не нравится революция», так что после большевистского переворота часть из них пришлось выпустить: даже с точки зрения большевиков, Ярославский «перестарался».
В октябре 1917г. – член ВРК в Москве, первый комиссар Кремля. Оказавшись в реальной боевой обстановке, Ярославский бежал из Кремля и скрылся, считая, что большевики проиграли[2].
В 1918-1919гг. – уполномоченный ЦК партии по проведению мобилизации в РККА, комиссар Московского военного округа. Предписывал проводить мобилизацию принудительно, разрешил брать в заложники семьи офицеров, мобилизуемых в РККА. Ярославскому повсюду виделись «контрреволюционные заговоры», поэтому он постоянно держал на улицах Москвы бронетехнику, приказал казнить всех, кто откажется предъявлять документы, арестовывать всех, нарушающих комендантский час. Таким образом пострадало множество совершенно случайных людей. Даже формально Ярославский превышал полномочия, и Ленину пришлось перевести его в Пермь. На фронт Ленин его не посылал, памятуя о его бегстве из Кремля в октябрьские дни.
С 1919г. – кандидат в члены ЦК РКП(б).
В 1921г. Е.М.Ярославский был «общественным обвинителем» на судебном процессе над Р.Унгерном, лидером крестьянских повстанцев на Алтае, настоял на смертной казни Унгерна, добивался привлечения к суду других участников восстания[3].
В 1923г. Е.Ярославский примкнул к И.В.Сталину, но крупных постов Сталин ему не доверял, а состав ЦК ВКП(б) его избрали только в 1939г.
Один из организаторов репрессий против представителей небольшевистских партий – эсеров и меньшевиков, анархистов: занимался идеологическим «обоснованием» необходимости уничтожения этих партий.[4]
Ярославский был одним из организаторов травли бухаринской оппозиции в конце 20х: первым предложил исключить ее участников из партии.[5] Один из «авторов» культа личности Сталина: был редактором печально знаменитого «Краткого курса истории ВКП(б)», а в 1939г. написал книгу «О товарище Сталине», одна из глав которой так и называется: «Вождь народов». Иосиф Виссарионович неодобрительно отнесся к такому холуйству, и не рекомендовал эту книгу к распространению[6].
С 1925г. Е.М.Ярославский – председатель Союза воинствующих безбожников. В 1923г. написал книгу «О религии», в которой утверждал, что «борьба против религии – борьба за социализм». Инициатор всех антирелигиозных кампаний середины 1920х – начала 1930х. По его инициативе сносились десятки храмов, закрывались монастыри. Сжигалась церковная литература, осквернялись мощи святых, создавались «музеи научного атеизма». Фактически РПЦ подверглась настоящему погрому при его непосредственном участии. Антирелигиозный фанатизм Ярославского вызвал в стране всплеск антисемитских настроений: многие были уверены, что Ярославский преследует православие, как еврей по национальности. По его указанию издавались десятки антирелигиозных журналов и газет, которые в любой демократической стране сочли бы экстремистскими; ввоз журнала «Безбожник» в ряд европейских стран был запрещен[7].
Ярославский в 1929г. потребовал запретить церковную музыку; Сталин, однако, отрицательно отнесся к такой затее, и предложение было отклонено. Зато Ярославский «отыгрался» на составлении индексов запрещенных книг: по его предложению, были запрещены многие книги Достоевского, Л.Н.Толстого, и все – Владимира Соловьева, В.Розанова, С.Н.Булгакова, даже Платона и Канта. Списки запрещенных книг рассылались им по библиотекам, и эти книги подлежали передаче в спецхраны[8]. В 1934г. И.В.Сталин запрет с Канта и Платона снял, понимая всю его нелепость, чуть позже – разрешил и прочих авторов, запрещенных Ярославским. Тогда Ярославский добился запрета на колокольный звон; отменил его Сталин – 22 июня 1941г.[9]
Был «общественным обвинителем» почти на всех судебных процессах над священнослужителями, во всех случаях требовал расстрела. Считал необходимым к 25й годовщине большевистского переворота полностью ликвидировать православную церковь; осуществлению этих замыслов помешала начавшаяся война[10].
В 1929г. Е.Ярославский инициировал внесение в УК СССР статьи об уголовном преследовании гомосексуалистов и лесбиянок; автор многих статей в «Правде», клеймящих их, как «классовых врагов». Автор определения онанизма, как «контрреволюционного заболевания» – термин неслыханный в мировой практике – при том, что никакого отношения к медицине Ярославский не имел. Лиц, уличенных в онанизме, принудительно «лечили», а в органы НКВД сотнями сыпались доносы о подобных «злодеяниях»[11]. Самое печальное в том, что на такие доносы «реагировали», и людей сажали, хотя Уголовный Кодекс ничего на эту тему не говорил.
Имя Е.М.Ярославского увековечено в названиях улиц ряда российских городов. Так, в Челябинске Соборная площадь, после сноса главного городского собора, была названа в честь этого деятеля. Примечателен и такой факт: в Ленинграде все станции метро строились на месте сносимых храмов; автором этой «идеи» был Емельян Ярославский.
Умер Е.М.Ярославский в 1943г. – от рака. Его прах был захоронен в Кремлевской стене. Сталин на его похороны не пришел.
[1] Агалаков В.Т. Ем.Ярославский в Сибири. Иркутск, 1964.
[2] Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. СпБ,2000.
[3] Сибирская Вандея. Сб.документов и материалов. Т.2. М.,2002.
[4] Ярпославский Е.М. Третья сила. М.,1932. Он же: Анархизм в России. М.,1939.
[5] Ярославский Е.М. Против оппозиции. Сб.ст. М.,-Л.,1928.
[6] Ярославский Е.М. О товарище Сталине. М.,1939.
[7] Каждый может убедиться в этом, прочитав, например, книгу Ярославского «Библия для верующих и неверующих», М.,1977., см. т.ж.: Ярославский Е.М. Против религии и церкви. В 4х т. М.,1935.
[8] Волкогонов Д.А. Сталин. М.,1991.
[9] А 23 июня 1941г. по решению Сталина был распущен и «Союз воинствующих безбожников».
[10] Колпакиди А. Оккультные силы СССР. М.,2008.
[11] Подобное «творчество» Ярославского доступно для изучения и ныне: см. Фатеев П.С. Партийные публицисты. М.,1980., Минц И.И. О Емельяне Ярославском. М.,1988.