Заковский Л.М.
Леонид Михайлович Заковский (наст.имя – Генрих Эрнестович Штубис), (1894-1938), родился на хуторе Рудбаржи Курляндской губернии (ныне – Латвия), в семье лесника. Получил начальное образование. Был рабочим-жестянщиком, потом упросил взять его юнгой на корабль торгового флота: мечтал стать капитаном дальнего плавания. Так он побывал в США, Бразилии, Аргентине. Живой и сообразительный юноша понравился, и его хотели отправить на учебу в мореходное училище. Но в судьбу вмешалась политика: его старший брат сумел заинтересовать Леонида учением анархизма, и уже в 1913г последовал первый арест, а в 1914г., после второго ареста был выслан в Олонецкую губернию. Впоследствии скрывал свою принадлежность к анархистскому движению, а участие в нем объяснял так: «душа воли просила».
От призыва в армию Заковский уклонился, а после свержения монархии вступил в партию большевиков. Заковского, как и многих других людей того времени, «захватило ураганом революции». Активный участник июльского вооруженного мятежа 1917г.; после провала мятежа Заковский перешел на нелегальное положение, так как находился в розыске по обвинению в убийстве нескольких офицеров. Во время октябрьского переворота 1917г. руководил матросским отрядом, захватившим городскую телефонную станцию Петрограда[1].
В органах ВЧК – с января 1918г., по рекомендации Я.Х.Петерса, одного из ближайших подручных Л.Д.Троцкого. В марте 1918г. был направлен на фронт в качестве особоуполномоченного Президиума ВЧК: Дзержинский направлял его в те места, где складывалась кризисная для большевиков ситуация, и местные чекисты сами не могли с ней справиться. Как правило, имелись в виду народные восстания. Заковский приезжал на место событий не один, а во главе приданного ему для такого случая отряда специального назначения ВЧК. Во главе таких отрядов Заковский осуществлял подавление восстаний в Саратове, Казани, Астрахани[2]. Позднее он был назначен начальником Особого отдела Каспийско-Кавказского фронта, но пробыл там недолго – был переведен начальником осведомительного отделения Московской ЧК.
В 1921-1925гг. Л.М.Заковский был председателем Подольского и Одесского ГПУ, уполномоченным ГПУ по Молдавии. Пользуясь фактической бесконтрольностью, ввязался в сделки с контрабандистами и бандами, брал с них мзду за возможность безвозбранно заниматься своими «делами». Был причастен к убийствам и ограблениям беженцев, пытавшихся перебраться в Польшу и Румынию. Все это вызвало конфликт Заковского с местными партийными властями, но серьезной ответственности он не понес: отделался выговором. В 1926г Заковского «вышибли наверх»: перевели в Сибирь полномочным представителем ОГПУ и начальником Особого отдела Сибирского военного округа[3]. В 1928г. Заковский обеспечивал безопасность И.В.Сталина во время его поездки по Сибири, тогда же произошло их знакомство и сближение, и Сталин начал выдвигать Леонида Михайловича. Его прежние «грехи» Сталин счел «отрыжкой Гражданской войны» и не придал им значения, как оказалось – зря.
По линии ОГПУ Л.М.Заковский руководил мероприятиями по коллективизации и раскулачиванию в Сибири. Весной 1931г. Л.М.Заковский вышел с предложением о внутрикраевой высылке 40000 крестьянских хозяйств. Это предложение было утверждено Р.И.Эйхе, и перевыполнено Заковским: к концу лета 1931г. Было сослано около 45000 семей. А в 1933г., по инициативе Заковского была проведена еще одна массовая депортация: почти 30000 семей были отправлены на «спецпоселение»[4].
С 1928г. Л.Заковский – председатель Тройки ОГПУ по Сибирскому краю, занимавшейся внесудебным рассмотрением дел. Так, с ноября 1929 по январь 1930 года «тройкой» под председательством Заковского было рассмотрено 156 дел на 898 человек, из них 347 Заковский осудил к расстрелу. За 1930 год Заковским были лично подписаны предписания работникам комендатуры на расстрел 4762 человек[5].
В 1932г. был назначен полномочным представителем ОГПУ в Беларуси и начальником Особого отдела Белорусского военного округа, а в 1934г. Заковский стал наркомом внутренних дел БССР. В этот период им было сфабриковано дело о «контрреволюционной, повстанческой, шпионско-диверсионной организации «Белорусский национальный центр». Но уже в декабре 1934г. Заковского перевели в Ленинград, где как раз тогда был убит С.М.Киров. Только за один месяц – с февраля по март 1935г. Заковским (с санкции А.А.Жданова), были высланы из Ленинграда в отдаленные местности Сибири и Севера 11702 человека. Заковский стал членом Ленинградской областной тройки НКВД, лично участвовал в допросах, пытках и расстрелах.
В январе 1938г. Заковский был назначен заместителем наркома НКВД Ежова и начальником Московского областного Управления НКВД. В феврале-марте 1938г. Заковским в Москве была организована «акция» по уничтожению лиц, принадлежащих к различным национальным диаспорам: он установил план по расстрелу 1000-1200 человек в месяц: поляков, немцев, прибалтов, и так далее. Расстрелы осуществлялись на Бутовском полигоне под Москвой, среди казненных были и несовершеннолетние, и даже беременные женщины[6].
Один из организаторов процесса над группой сторонников Н.И.Бухарина в начале 1938г.
Автор нескольких брошюр о методах борьбы с агентурой иностранных разведок[7].
В апреле 1938г. Л.М.Заковский был неожиданно снят со всех постов, уволен из НКВД, исключен из партии и арестован. Ему предъявили обвинение в создании «латышской контрреволюционной организации в НКВД», в шпионаже в пользу Германии, Польши, Англии. Виновным себя не признал. Реальной причиной ареста Заковского была замена Н.И.Ежовым одних палачей другими. К тому же, размах репрессий в Москве, устроенных Заковским, слишком напугал ее жителей и в ЦК партии посыпались жалобы на ненормальную обстановку в городе. Наконец, Сталин к весне 1938 года стал разочаровываться в Ежове и его людях.
По официальным данным, Леонид Михайлович Заковский был расстрелян 29 августа 1938г., но находились люди, утверждавшие, что видели Заковского еще в 1944 году. Насколько достоверны такие утверждения, нам неизвестно.
Не реабилитирован.
[1] Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД. 1943-1941. М.,1999.
[2] Гвардейцы Октября. Роль коренных народов Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. М.,2009.
[3] Папчинский А., Тумшис М. НКВД против ЧК. М.,2007.
[4] Попов И.И. Политбюро и крестьянство. Высылка и спецпоселение. 1930-1940. Сб.док. и материалов. В 2хт. Т. 2. М.,2006.
[5] Тепляков А.Г. Машина террора. ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941гг. М.,1999.
[6] Спецобьект «Бутовский полигон». История, документы, воспоминания. М.,1998.
[7] Заковский Л, Уранов С. Ликвидация «пятой колонны». М.,2009.