Жуковский С.Б.
Семен Борисович (наст. Отчество – Беркович) Жуковский (1896-1940), родился в Киеве, в семье учителя. Еврей. Получил средне-специальное образование: окончил коммерческое училище в Киеве. Политикой до революции не интересовался. В 1916г. был призван в армию, на фронт не попал – служил в запасных частях. В феврале 1917г. поступил в военное училище, прапорщик. Военная служба Жуковскому нравилась. В РСДРП(б) С.Б.Жуковский вступил уже после большевистского переворота, хотя позднее он всегда в анкетах указывал на свой «дореволюционный стаж» пребывания в партии. Идейным его выбор не был: Жуковский решил, что раз власть поменялась, к ней надо приспосабливаться. Коммунистическое «учение» его не интересовало ни тогда, ни потом.
В декабре 1917г. Жуковский ушел из армии – полк, в котором он служил, развалился. Некоторое время работал в разных газетах репортером. В 1918г. Украина была занята немецкими войсками, и Жуковский, согласно позднейшим легендам, «участвовал в подпольной работе». На самом деле Семен Борисович мирно жил в Киеве и работал в земстве: власть немцев и гетмана Скоропадского его устраивала. Но снова пришли красные, и Семен Борисович снова примкнул к ним. В августе 1919г. он стал замначальника политотдела 4й армии Туркестанского фронта, а в феврале 1920г. стал начальником политотдела т.н. «2й Трудовой армии», где насильно мобилизованные люди принуждались к выполнению различных хозяйственных и строительных работ – труд был не только принудительным, но и бесплатным, побег из «трудовой армии» карался расстрелом. С.Жуковский следил за тем, чтобы это «правило» выполнялось. «Усердие» Жуковского заметили: он стал завотделом агитации и пропаганды ЦК Компартии Туркестана. Но жить в провинции он не хотел, и добивался перевода в Москву. К тому же он не мог скрыть свое незнание марксизма и незаинтересованность в его «идеях». В 1922г. он стал секретарем В.В.Куйбышева и таким образом попал в высшие политические круги[1].
С 1924 по 1928г занимал ряд постов в хозяйственных ведомствах и стал заведующим иностранным отделом ВСНХ: Куйбышев «продвигал» Жуковского, считая его «своим человеком». В 1932г. он стал заместителем советского торгпреда в Германии, а в 1933м – замначальника импортного управления наркомата внешней торговли СССР. Этот пост давал широкие коррупционные возможности: С.Жуковский ведал закупками различных товаров и продуктов за рубежом и распределял «дефицит» в масштабах всего СССР. Очень быстро стал богатым человеком и обзавелся множеством влиятельных знакомых. И речь шла не только о предметах потребления. Жуковский ведал закупками импортного сырья, станков и оборудования, а там счет шел на многие миллионы долларов. В 1934г. он стал членом Комитета партийного контроля, где возглавил группу внешних сношений. По этой линии Жуковский получил доступ к компрометирующим данным на партработников, находящихся на дипломатической службе и в аппарате Коминтерна, на многих иностранных коммунистов. Понятно, что Жуковским заинтересовалось НКВД[2]. Его приблизил к себе Н.И.Ежов, тогда – секретарь ЦК ВКП(б) по кадрам, и уже в октябре 1936г. С.Б.Жуковский стал начальником Административно-хозяйственного управления НКВД СССР. Тут речь шла не о работе обычного «завхоза», а о масштабном использовании труда заключенных в обширном хозяйстве НКВД. НКВД обладал собственными совхозами, предприятиями и строительными управлениями, множеством кооперативов, санаториев, курортов, автотранспортных и железнодорожных мастерских и служб, и даже собственной авиацией и флотом. Труд заключенных использовался везде, а распоряжался нормами выработки, пайками, наградами и наказаниями С.Б.Жуковский. Заключенные, находившиеся в ведении Административно-хозяйственного управления, были полностью бесправны. Жуковский несет полную ответственность за гибель многих тысяч заключенных, а во многих случаях указания о казнях целых групп заключенных он отдавал сам. Кроме того, Жуковским и его окружением присваивалась значительная часть продукции кооперативов НКВД, и продавалась на черном рынке. Несколько раз Ежов пробовал назначать его на должности, связанные с оперативной работой, но Жуковский с ней не справлялся, и в январе 1938г. он окончательно вернулся к своей «административно-хозяйственной» деятельности[3]. Стал замнаркома НКВД.
3 октября 1938г. С.Жуковского сняли с поста и перевели начальником полиметаллического комбината, но уже 22 октября он был арестован по пути к месту службы. Связано это было с тем, что Сталин устранял и Ежова, и всю его команду, Жуковский был одним из самых близких Ежову людей. 25 января 1940г. С.Б.Жуковского расстреляли по обвинению в «троцкизме»[4].
В 1955г. Сергей Борисович был полностью реабилитирован. При реабилитации родственникам сообщили, что он «умер в местах лишения свободы в 1941г.».
Была репрессирована также его жена, Е.Г.Жуковская: осуждена на 8 лет лагерей[5]. Реабилитирована. Дети Жуковского никаким репрессиям не подвергались. Его сын, В.С.Жуковский, еще при Сталине стал довольно известным публицистом.
[1] Папчинский А., Тумшис С. Щит, расколотый мечом. НКВД против ВЧК. М.,2001.
[2] Жуковский В.С. Москвич с улицы Грановского: жизнь и политика. М.,2002. В.С.Жуковский – сын С.Б.Жуковского. Но о своем отце он пишет без прикрас и без попыток его поравдать – редкая вещь для мемуариста.
[3] Жуковский С.Б, Лубянская империя НКВД. 1937-1939. М.,2001.
[4] Материалы следственного дела С.Б.Жуковского до сих пор не рассекречены, так что мы не знаем, признал ли он свою вину, и в чем конкретно состояли обвинения.
[5] Она оставила интересные воспоминания. См.: Гурвич Л.М. Иметь силу помнить. Рассказы тех, кто прошел ад репрессий. М.,1991.