Зиновьев Г.Е.
Григорий Евсеевич Зиновьев, (наст. Имя – Гирш Аронович Радомышельский), (1883-1936), родился в г.Елисаветград (ныне – Кировоград, Украина), в семье крупного предпринимателя. Еврей по национальности. Образование – неоконченное высшее: пробовал учиться в Бернском университете (на химическом факультете, потом – на юридическом), но оставил учебу, ссылаясь на состояние здоровья.
Рано увлекся марксистскими идеями: в 1901г. вступил в РСДРП, в 1903г. поддержал большевиков, был приближен В.И.Лениным. Участник революции 1905-1907гг, был членом Петербургского комитета партии. С 1906г. – член ЦК большевиков, в 1908г. был арестован за проживание по поддельным документам, но вскоре освобожден по болезни и выслан из России1. Вместе с В.И.Лениным уехал в Австро-Венгрию, где вступил в контакт с разведуправлением австрийского Генштаба. Там же познакомился с известным дельцом и авантюристом Парвусом, через которого получал крупные суммы денег для партии большевиков. Находился на подозрении у австрийской полиции, считавшей, что Зиновьев завербован французской разведкой2. Таким образом, Григорий Евсеевич был агентом-«двойником», одновременно работавшим и на австрийский Генштаб, и на французские спецслужбы. Это неудивительно: к влиятельной русской эмиграции интерес проявляли все разведки мира.
После свержения монархии Г.Зиновьев вернулся в Россию, в знаменитом «пломбированном вагоне». Поначалу выступил против курса Ленина на вооруженный захват власти. В июле 1917г. был вынужден скрываться: его подозревали в шпионаже в пользу Австро-Венгрии. В дни октябрьского переворота Зиновьев поначалу колебался, а после переворота подал в отставку из состава ЦК партии, в знак протеста против затеи Ленина, считая ее авантюрой. Некоторое время выступал за создание правительства с участием всех социалистических партий, вел переговоры на эту тему с представителями профсоюза железнодорожников «Викжель», с левыми эсерами и меньшевиками3.
С декабря 1917г. по март 1918г. Г.Зиновьев – председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, и далее по самый конец Гражданской войны на различных постах возглавлял Петроград и губернию: Предсовнаркома Петроградской трудовой коммуны, председатель Комитета революционной обороны Петрограда, и даже член Реввоенсовета седьмой армии. Неограниченная власть, которой обладал Зиновьев в захваченном большевиками огромном городе, сильно изменила Григория Евсеевича: он задавал роскошные банкеты своим приближенным в обстановке всеобщего голода. Его инициативой было лишение хлебных карточек «нетрудовых элементов» и «буржуазии»; а так как эти термины толковались расширительно, на голодную смерть были обречены сразу десятки тысяч человек4. Никаких мер по продовольственному обеспечению Петрограда Зиновьев не предпринимал, а те запасы, которые в город поставлялись, распределялись между «своими» или пускались на черный рынок. Занялся Зиновьев и «уплотнением буржуев» – их выселением из жилья. Предполагалось, что на эти места будут заселены «трудящиеся», но, во-первых, многие тысячи выселенных на улицу людей (особенно зимой 1918 и зимой1921г.) погибли, а, во-вторых, по-настоящему хорошее жилье получали люди из окружения самого Зиновьева. Сам Зиновьев поселился во дворце Великого Князя Николая Николаевича, а в Зимнем Дворце занял покои императора Николая Второго. Печально знаменитый своими расправами над «врагами» председатель Петроградской ЧК М.С.Урицкий получил полную свободу действий; его преемникам Зиновьев также не мешал. Более того, Зиновьев сам подписывал расстрельные списки, составляемые Урицким и его подручными (среди них особенно «отличалась» Е.Д.Стасова)5. Без санкции Зиновьева ни Урицкий, ни другие чекисты развернуть террор в городе и губернии не смогли бы6. Фактически ликвидировав в городе частную торговлю и введя принудительный труд на предприятиях, причем продукты выдавались только лицам, прикрепленным к тому или иному распределителю, Зиновьев сделал жизнь петербуржцев невыносимой; все, кто мог, покидали город. Зимой 1920-1921гг. к голоду добавился еще и топливный кризис: Григорий Евсеевич не принимал никаких мер по завозу в город топлива и продуктов. Есть предположение, что он это делал сознательно: чтобы уменьшить количество «непролетарских элементов». «Итог» руководства Г.Зиновьева Петроградом: из четырех с половиной миллионов жителей на 1917г. к 1921г. осталось порядка 300 тысяч. Конечно, заметная часть тех 4,5 млн.чел. просто уехала из города. Но все остальное – это жертвы голода, холода и расстрелов7. И как лицо, непосредственно руководившее Петроградом от лица Советского правительства, Г.Зиновьев несет персональную ответственность за этот акт геноцида (назвать случившееся как-то иначе трудно).
В 1919г. Г.Е.Зиновев стал членом Политбюро ЦК ВКП(б), а с марта того же года и по 1926г. он был Председателем Исполкома Коминтерна, т.е., формально он стоял даже выше В.И.Ленина: ВКП(б) считалась всего лишь «русской секцией Коминтерна», и решения его Исполкома были обязательны к исполнению для всех членов партии, включая и Владимира Ильича. Рассмотрение политической деятельности Г.Зиновьева не входит в нашу задачу. Необходимо, однако, отметить, что вплоть до 1925г. он был одним из руководителей СССР, и его позиции поначалу были гораздо прочнее, чем у И.В.Сталина (как раз Зиновьев его и выдвинул на пост генсека, думая использовать его в борьбе с Троцким). После смерти Ленина именно Зиновьев выступал с отчетом на съезде партии от имени Политбюро. Фактически на власть, кроме Зиновьева и Троцкого в 1922- 1925г. никто реально не претендовал, поэтому ответственность за положение в стране этого времени несут он и Лев Давидович. В это время Зиновьев, во-первых, категорически выступил против НЭПа: он считал необходимым форсированную индустриализацию ценой полного ограбления деревни (крестьянство он предполагал ликвидировать как класс). Более того, Зиновьеву принадлежит чудовищное по цинизму заявление: «необходимо уничтожить 90% населения России, чтобы остальные 10% жили при коммунизме»8. Во-вторых, Зиновьев выступал за «мировую революцию», которую старался организовать силами Коминтерна, аппарат которого был мощнее и куда богаче государственного или чекистского. Попытки вооруженного захвата власти коммунистами в Венгрии в 1919г, в Германии в 1921 и 1923гг., в Болгарии в 1924, в Эстонии в 1925, диверсионная деятельность ВЧК в Польше, Финляндии, захват коммунистами власти в Монголии в 1922-1925гг. – все эти акции, стоившие множества человеческих жизней и огромных материальных затрат РСФСР были бы невозможны без одобрения Зиновьева, а «германскую революцию» он курировал лично. Организация вооруженных мятежей на территории других стран, диверсионно-террористическая деятельность там – тяжкие уголовные преступления по законодательству любого государства. Виновность в таких преступлениях Зиновьева настолько очевидна, что подавляющее большинство отечественных историков с этим уже не спорят. Тем более, что, в отличие, напр., от И.В.Сталина, Григорий Евсеевич, не стесняясь, ставил подписи под обличающими его самого «историческими документами»: видимо, хотел прославиться9.
Еще один аспект «деятельности» Зиновьева: превращение Коминтерна в громадную оффшорную зону, через которую на счета в западных банках были выведены колоссальные суммы денег и неисчислимые ценности, копившиеся Россией веками. Григорий Евсеевич к середине 1920х годов мог бы поспорить в плане контроля над материальными ценностями с любым нынешним российским олигархом и со многими миллиардерами на Западе.
Раздувал свой собственный культ личности – куда раньше сталинского, и гораздо более гротескный: выпустил 33 тома своих «сочинений», а бюсты и памятники Зиновьева стали «украшением» едва ли не каждого большого города. Город Елисаветград был переименован в Зиновьевск.10
Проиграв в 1926г. борьбу за власть И.В.Сталину, Зиновьев пошел по пути различных интриг и пытался создать собственную нелегальную организацию, используя для этого своих сторонников в партаппарате и в Коминтерне. Вначале – до 1927г. – действовал заодно с Л.Троцким, потом пытался найти опору у сторонников Н.И.Бухарина, в 1930-1932гг. искал поддержки у бывших меньшевиков, и одновременно, контактировал с группой А.С.Енукидзе. Искал «подходы» и к М.Н.Тухачевскому. Попытки эти оказались неудачными: с потерпевшим поражение политиком никто не хотел связываться; собственных сторонников у него к тому времени почти не осталось, а его идея «мировой революции» могла отпугнуть кого угодно11. Несколько раз его то исключали из ВКП(б), то снова восстанавливали в партии. После исключения из ЦК и Политбюро, в 1928г. был назначен ректором Казанского университета. В 1932г. был арестован по делу сторонников М.Н.Рютина, осужден к высылке на 4 года в Кустанай, но в 1933г. был решением Политбюро восстановлен в партии, и ему позволили вернуться в Москву, где он работал в Центросоюзе. На 17 съезде ВКП(б) в 1934г. выступал со славословиями в адрес Сталина, первым назвал его «гением всех времен и народов». Это его не спасло: после убийства С.М.Кирова, 16 декабря 1934г. Зиновьева арестовали. Он был обвинен в «содействии убийцам Кирова», и осужден на 10 лет лишения свободы12. По имеющимся данным, на самом деле во время следствия от Зиновьева требовали вернуть в СССР вывезенные им через Коминтерн деньги и ценности. Часть денег он вернул, поэтому и избежал казни вместе с другими арестованными по «делу Кирова». Из Верхнеуральского политизолятора в 1935г. писал Сталину униженные письма, где молил о пощаде13. От Зиновьева требовали вернуть остальные «деньги Коминтерна», но это оказалось уже невозможным: они были давно «освоены», поэтому Григорий Евсеевич смог вернуть казне лишь те деньги, которые он похитил сам (те, что еще не были потрачены или вложены в какие-либо иностранные предприятия). После этого оставлять его в живых для Сталина не имело смысла. 25 августа 1936г. Г.Е.Зиновьев был расстрелян по делу «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Перед расстрелом он умолял о пощаде, валяясь в ногах у конвоиров, а затем, тыча пальцем в темноту, во что-то видимое только ему самому, завывая от ужаса, стал читать давно забытые молитвы на иврите. Последние несколько метров до места казни его тащили: от страха Зиновьеву отказали ноги14. Когда об этом рассказали И.В.Сталину, Иосиф Виссарионович презрительно сплюнул и сказал: «других-то он к стенке ставить был горазд…» .
Репрессиям подверглись и родственники Г.Зиновьева: его первая жена, С.Н.Равич (1879-1957), трижды арестовывалась; в 1954г. окончательно освобождена и реабилитирована. Сын второй жены, С.Г.Радомышельский( 1908-1037), казнен. Жена сына, Б.С.Левина, дважды арестовывалась, находилась в тюрьме, ссылке, но осталась жива. Третья жена Г.Зиновьева, Е.Я.Ласман, (1894-1985), находилась в заключении с 1936 по 1954г. Реабилитирована в 2006г. Написала воспоминания о муже, к сожалению, до сих пор не изданные (доступ к ним закрыт по просьбе родственников).
Сам Г.Е.Зиновьев был полностью реабилитирован в 1988г., и несколько лет восхвалялся, как «невинно пострадавший от сталинских репрессий»15.
1 Васецкий Н.А. Г.Е.Зиновьев. Страницы политической биографии. М.,1989.
2 Платонов О.А. Терновый венец России. В 2х т. Т.1. м.,1998.
3 Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Т.1. М.,1990.
4 Соломон Г.А. Среди «красных вождей». М.,1995.
5 Жевахов Н.Д. Воспоминания. Т.2. М.,2000.
6 Бережков В.И. Питерские прокураторы. СпБ,1998.
7 Иофе В. Первая кровь (Петроград. 1918-1921). www.magazines.russ.ru/zvezda/1997/8/ioff.html , т.ж., напр.: Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. М.,2002., Волынец А. Первая блокада Петрограда. www.rusplit.ru/policy/blokada–pitera-9693html , и многие другие источники.
8 //Северная коммуна. 19.09.1918г.
9 Литературы на эту тему много. Самое доступное: В.О.Пятницкий. Осип Пятницкий и Коминтерн на весах истории. М.,1999., Фельштинский Ю.Г. Крушение мировой революции М.,1992., Фельштинский Ю.Г. Вожди «в законе». М.,1999.
10 Это не мешало Зиновьеву в те же самые годы публично укорять И.В.Сталина в «создании культа вождя». Иосиф Виссарионович в ответ резонно отсылал его к своим собственным «делам». Кстати сказать, «сочинений» Сталина тогда еще не печаталось, и памятников ему тогда еще тоже не ставили. А Зиновьевск появился на карте куда раньше Сталинграда.
11 Куусинен О.В. Господь низвергает своих ангелов. Фрагменты воспоминаний. М..1995.
12 Васецкий Н.А. Ликвидация. Сталин, Троцкий, Зиновьев. Фрагменты политических судеб. М.,1990.
13 //Новая и новейшая история. 1989. №4.
14 Орлов А.М. Тайная история сталинских преступлений. М.,1991. По данным Орлова, при казни присутствовали Н.И.Ежов, К.В.Паукер, Г.Г.Ягода.
15 //Известия ЦК КПСС. 1990 №7.