Заложники власти – испытание пытками. Часть2
Продолжение рассказа о сложностях, лишениях и пытках, с которыми столкнулись политические заключенные Беларуси, а так же о сегодняшнем положении их дел. Начало читайте здесь.
Дмитрий Бондаренко – активист штаба кандидата в Президенты Андрея Санникова. Так же был арестован 20 декабря 2010г. и осужден 27 апреля 2011г. судом Первомайского района г. Минска по ч.1 ст. 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо участие в них) к 2 годам лишения свободы в колонии общего режима.
Места и условия содержания
Как и кандидаты в Президенты, подвергался пыткам и жестокому обращению во время следствия в СИЗО КГБ.
Во время пребывания в СИЗО состоянии здоровья Дмитрия Бондаренко сильно ухудшилось, в результате чего он перенес серьезную операцию на позвоночнике. В такой сложной ситуации, которая сложилась с состоянием здоровья заключенного, администрация колонии не пошла навстречу Бондаренко и не позволила ему пройти независимую экспертизу и получить компетентную медицинскую помощь у частных специалистов, тем самым вынудив его согласиться на операцию в колонии. Вскоре после операции его перевезли в медицинскую часть исправительной колонии, где он прошел кратковременную и нерегулярную реабилитацию.
Сегодня его состояние здоровья продолжает ухудшаться и ему угрожает частичная утрата подвижности. На данный момент период реабилитации закончен, и, не смотря на сильные боли в спине и ногах, политзаключенный был переведен из карантина в Могилевскую исправительную колонию №15. Это решение имеет очень серьезные последствия для его жизни и здоровья. Высока вероятность, что из-за неоказания необходимой медицинской помощи Бондаренко станет инвалидом.
Не смотря на то, что он отбыл половину срока без взысканий и мог рассчитывать на условно-досрочное освобождение, в этом ему было отказано. На фоне этих событий Бондаренко был вынужден подписать прошение о помиловании.
Николай Автухович – предприниматель из г.Волковыска, бывший воин-афганец, был обвинен в подготовке теракта против бывшего председателя Гродненского облисполкома Савченко и других руководителей. Дело слушалось в Верховном суде Беларуси. 6 мая 2009 года по обвинениям в подготовке теракта и других тяжелых преступлениях Николай Автухович был оправдан, но осужден за несколько незарегистрированных патронов к охотничьему ружью. Правозащитники и юристы полагают, что Автуховича преследуют по политическим причинам. В частности – ему мстят за борьбу с коррупцией среди высокопоставленных чиновников, а так же за отстаивание прав предпринимателей. Международная организация Amnesty Inernational признала его узником совести.
Места и условия содержания
Находясь в СИЗО №1 в г.Минске, в знак протеста против незаконного ареста и бездействия следствия при расследовании его дела, объявил голодовку протеста, которая длилась с 16 апреля по 16 июля 2009 года, в результате которой у Автуховича было сильно подорвано здоровье – за это время он потерял около 35 килограмм веса. Из-за крайне неблагоприятных условий содержания, у политзаключенного развился панкреатит и еще целый ряд хронических заболеваний, он лишился практически всех зубов и как следствие – возможности нормального приёма пищи. Несмотря на многократные обращения заключенного к администрации изолятора и в Департамент исполнения наказаний МВД Беларуси, ему систематически отказывали в доступе к необходимой медицинской помощи. Для того, чтобы добиться лечения, Автуховичу снова пришлось голодать. Те издевательства и пытки, которые ему пришлось вынести в СИЗО №1, начальником которого является Сергей Кравченко, незаконно осужденный предприниматель описывал в СМИ и жаловался по указанным фактам.
По решению суда, первоначально Автухович отбывал наказание в исправительной колонии №5 в г.Ивацевичи. Как отмечают правозащитники, все время содержания в спецучреждении администрация оказывала на него давление: по различным поводам составлялись рапорта о том, что он нарушает порядок, установленный администрацией колонии. Впоследствии на основании данных рапортов, он более десяти раз был привлечен к дисциплинарной ответственности, в результате чего его права были ограничены: прием продуктовых передач; встречи с родственниками; ограничение на покупку продуктов питания в специальном магазине, расположенном на территории колонии.
Действия администрации колонии спровоцировали Николая нанести себе увечья, а именно – вскрыть вены. В результате его признали виновным в нарушении правил колонии, и на месяц поместили в ПКТ – помещение камерного типа.
После этого инцидента администрации колонии инициировала судебное разбирательство. По мнению начальства, Николай Автухович нарушал режим и заслуживает более жестких условий содержания. 17 января 2012 года суд Ивацевичского района постановил направить Николая Автуховича для дальнейшего отбывания наказания в тюрьму №1 в Гродно: начальник – Олиев Александр, посчитав, что он не стал на путь исправления.
В тюрьме №1 г.Гродно для заключенных действуют более суровые условия, чем в исправительной колонии, в которой ранее отбывал наказание Николай Автухович. На новом месте ему будут ограничены количество свиданий и передач от родных. Кроме того, заключенных размещают в меньших по размеру камерах и не направляют на работы. До окончания срока наказания заключенному осталось отсидеть в тюрьме два года и два месяца.
Дмитрий Дашкевич – лидер международной молодежной организации «Молодой фронт», взят под стражу 18 декабря 2010 г., осужден 24 марта 2011 г. судом Московского района г.Минска по ч.2 ст.339 УК (злостное хулиганство) к 2 годам лишения свободы в условиях общего режима.
Арест и приговор, вынесенный Дашкевичу, многие правозащитники так же считают политически мотивированным, так как его задержание было превентивным – за день до проведения президентских выборов и ставило своей целью изоляцию гражданского активиста.
Места и условия содержания
По решению суда отбывал наказание в исправительной колонии №9 г.Горки, начальник – Александр Ковалев.
По словам его невесты Анастасии Положанко, за время заключения в ИК-9 его восемь раз помещали в карцер. Заместитель начальника колонии по оперативно-режимной работе Александр Лопатко запретил Дашкевичу спать ночью, выводил его в коридор, заставлял всю ночь стоять, после чего дал приказ выйти на работу. По причине того что Дашкевич из-за слабости отказался работать, он был подвергнут очередному наказанию, а из-за постоянных взысканий был лишен положенных ему передач.
Администрация колонии отказывала политзаключенному в праве ознакомиться с рапортами о его правонарушениях, написать на них жалобы и отказывает в предоставлении Библии. Администрацией колонии адвокату не было предоставлено право ознакомиться с личным делом Дашкевича.
По неизвестным причинам, 19 сентября 2011 года он был вывезен из Горецкой колонии и переведен в могилевский изолятор, а оттуда спустя несколько дней его вывезли в неизвестном направлении и долгое время родственники и адвокаты не имели сведений о его местонахождении и состоянии.
В связи с тем, что процесс перевоза вызывает у заключенных физические и психологические страдания, – безосновательное осуществление таких действий расценивается как пытка. К тому же, во время этапирования запрещена передача им вещей и еды, что на фоне изменения температурного режима вызывает обеспокоенность здоровьем заключенных. В этот период также блокируется право на защиту и встречу с адвокатом. Отсутствие информации об их местонахождении расценивается как бесчеловечное обращение, как с самими заключенными, так и с их родными.
Позже стало известно, что Дмитрий находится в исправительной колонии № 13 в г.Глубокое. Однако и там администрация продолжает оказывать прессинг на молодежного лидера. Незаконно осужденный молодофронтовец отказался входить в камеру к заключенному с низким социальным статусом – так называемому “опущенному”, что по тюремным правилам автоматически перевело бы самого Дашкевича в такой же статус. Из-за этого отказа его поместили в ШИЗО – штрафной изолятор сроком на 10 суток.
Из приведенных фактов можно сделать вывод о том, что давление, которому подвергаются политзаключенные, в основном исходит со стороны либо с молчаливого согласия администрации пенитенциарных учреждений, в которых они отбывают наказание. Начальство колоний всячески стремится сделать наименее комфортными как бытовые условия пребывания, так и психологические: постоянно провоцирует заключенных, стравливает их между собой, пытается выставить в негативном свете происходящие в колонии события и переложить вину на плечи незаконно осужденных политиков.
Одновременно, руководство Департамента исполнения наказаний упорно отказывается реагировать на жалобы заключенных и их родственников на ненадлежащие условия содержания, давление и пытки со стороны администрации, где основными нарушениями являются недопуск адвоката и информационная изоляция с целью не пропустить невыгодную информацию на волю. ДИН странным образом «заботится» об Андрее Санникове – периодически переводя его из одного места отбывания наказания в другое, временами мотивируя это тем, что в другом месте «будет лучше», а на самом деле – обрекает незаконно осужденного политика на очередную мучительную пересылку из одной колонии в другую, прохождение карантина и адаптацию в условиях нового учреждения.
В отношении Николая Статкевича и Николая Автуховича действия администрации можно охарактеризовать как прямое давление – потому как вследствие провокаций их перевели в места лишения свободы с более жестоким режимом содержания.
Начальству этих учреждений следует помнить о том, что превышение служебных полномочий, злоупотребление властью и безразличие – являются преступлениями, за которое рано или поздно им придется нести персональную ответственность.
Многие международные организации осудили приговоры, вынесенные гражданским активистам за их деятельность. Такая известная и влиятельная организация как Amnesty International некоторых из них признала узниками совести.
Власти Беларуси отрицают наличие в стране политических заключенных – не смотря на то, что эти вопросы регулярно выносятся на обсуждение в Европарламенте и международных форумах.
Политически мотивированные процессы и незаконно вынесенные приговоры привели к тому, что со стороны европейских стран против Республики Беларусь были введены экономические санкции, а так же созданы так называемые «черные списки» белорусских политиков и чиновников, которым запрещен въезд в страны Европы.
К сожалению, эти меры бездействуют – поэтому незаконно осужденные политики и активисты до сих пор остаются за решеткой, подвергаются жестокому обращению и вынуждены выживать в бесчеловечных условиях содержания в местах лишения свободы, пытаясь даже там оставаться людьми и сохранять честь и достоинство.
Правозащитник Ксения Дубицкая