Общественная наблюдательная комиссия отказалась рассматривать жалобу заключенного

В Офис по правам людей с инвалидностью обратился заключенный, который сообщил, что за его жалобы к нему применяется дисциплинарное взыскание – водворение в штрафной изолятор (ШИЗО).
Поскольку в Беларуси контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности осуществляется общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), Офис по правам людей с инвалидностью направил жалобу заключенного в ОНК при Главном управлении юстиции Брестского облисполкома, а также просьбу посетить ИК-22 в связи с нарушением прав заключенного Колесникова Г.Ю.
12 января был получен ответ за подписью начальника главного управления юстиции Брестского облисполкома С.А. Калиновского о том, что в компетенцию ОНК не входит рассмотрение жалоб заключенных в связи с нарушением их прав.
«ОНК создаются с целью обеспечения прав, предусмотренных Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательными актами. Конституция гарантирует каждому право направлять обращения, в том числе и жалобы, в государственные органы. Несмотря на это, в местах несвободы это право зачастую ограничивается либо влечет для заключенного неблагоприятные последствия. Стоит отметить, что Офис по правам людей с инвалидностью обращался в Министерство Юстиции и областные управления юстиции о включении его представителя в ОНК, но, получив отказ, мы не имеем доступа в колонию с целью проверки информации по жалобе заключенного. Именно поэтому мы были вынуждены обратиться в Брестскую ОНК», – сообщила Энира Броницкая, директор Офиса по правам людей с инвалидностью.
Правозащитники неоднократно поднимали вопрос формальности деятельности общественных наблюдательных комиссий.
«В первую очередь, существует проблема с формированием этих комиссий. Постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности» не содержит четких критериев, на основании которых кандидату отказывают во включении в ОНК. Как показывает практика, правозащитникам отказывают без объяснений причин. В состав комиссий включены члены общественных объединений, подавляющее количество которых никоим образом не связано с правами человека. Кроме того, в том же постановлении Совета Министров содержится запрет членам комиссии принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, письменные обращения. То есть, реальной помощи в случае нарушений прав заключенным от членов ОНК ждать не приходится. Именно поэтому мы требуем от государства ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и создания независимого национального превентивного механизма с полномочиями доступа к любым местам содержания под стражей и возможностью проводить беседы с заключенными конфиденциально», – прокомментировала Виктория Федорова из Инициативы «Правозащитники против пыток».