Еще одни сутки правозащитник проведет в нечеловеческих условиях

30 января в суде Центрального района г. Минска судья Якунчихин Александр Анатольевич признал правозащитника Олега Волчека, задержанного еще 27 января,  виновным в нарушении статьи 17.1 Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хулиганство), и привлек к административной ответственности в виде административного ареста сроком на четверо суток с отбыванием наказания в печально известном Центре изоляции правонарушителей по адресу 1-й пер. Окрестина, 36.

Как того и ожидали, правозащитника обвинили в том, что он посреди бела дня «выражался нецензурной бранью, размахивал руками, кричал, на действия сотрудников милиции не реагировал».  Свидетелями выступили сотрудники милиции начальник милиции общественной безопасности Центрального РУВД Артур Шахлай  и его подчиненный Андрей Левошко, которые утверждали, что правозащитник ругался матом в отношении них, а также размахивал руками. Причем, их показания, как это обычно и бывает в сфальсифицированных делах, расходились. Тем не менее, суд удовлетворился такими нескладными объяснениями милиционеров. Разумеется, Олег своей вины не признал и виноватым в оскорблении сотрудников милиции себя не считает.

Интересно было услышать причины, по которым задержали Олега Волчека.

Милиционеры преподносят вполне ожидаемую картину развития событий: они подошли к Волчеку чтобы проверить у него документы, так как у них вызвал подозрение пакет с печатными материалами, которые он нес. В ответ на просьбу предъявить паспорт, Олег якобы оскорбил сотрудников милиции, которые, к слову, находились в штатском, и как выяснилось в суде – даже не представились.  Одновременно правозащитник пояснил, что он нецензурно не выражался, и сразу же предъявил удостоверение воина-афганца, которое является достаточным документом для удостоверения личности. Когда же милиционеры предложили ему проехать с ними в отделение, правозащитник, имея опыт общения с представителями «закона», принял решение добровольно поехать с ними для выяснения ситуации. Сам же Волчек на суде заявил, что видел, как эти двое сотрудников, следили за ним, и какое-то время ехали за ним по улице. Когда же он направился на почту, чтобы отправить своим коллегам свежий выпуск газет «Народная воля», пачка которых и была у него в пакете, сотрудники решили его задержать.

На вопрос адвоката, каковы были мотивы задержания Волчека, милиционер Артур Шахлай ответил: «Было похоже, что в пакете была печатная продукция, и ее было как-то много…» А его коллега Левошко и вовсе сказал «Он как-то очень быстро шел».

Тот самый начальник милиции общественной безопасности Центрального РУВД Артур Шахлай

Милиционеры, проявляя служебное рвение, так старались, – что умудрились одновременно и задерживать Волчека, и быть понятыми при составлении на него протокола задержания, и явились единственными свидетелями его правонарушения. Не смотря на то, что рядом была остановка общественного транспорта, на которой находились люди, никого из потерпевших от его «хулиганского» поведения представлено не было. Это еще раз подтверждает фальсификацию данного дела. Напомним, что даже если допустить, что Волчек якобы «ругался матом», – нецензурная брань сама по себе не является правонарушением, так как потерпевших от его действий не было, и к милиционерам по поводу недостойного поведения правозащитника никто не обращался.

Кроме того, из фабулы дела видно, что претензии к Олегу – именно в оскорблении сотрудников милиции при проверке документов, а это уже другая статья, а именно – статья 23.5 КоАП (Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий), и в санкции этой статьи не предусмотрен арест, о чем и заявлял правозащитник. А поскольку в планы суда не входило его отпускать и признавать невиновным, то это суд и не заинтересовало.

Следует отметить, что правозащитнику было отказано в ходатайстве об ознакомлении с протоколами задержания, что является грубым нарушением права на защиту. Судья сослался на то, что в протоколах есть отметка о том, что копии переданы Волчеку. Олег пояснил, что подпись с него взяли, а копии материалов так и не выдали на руки, но суд эти доводы не учел.

Суд так же отказал в ходатайстве о приобщении к материалам дела выписку о состоянии здоровья Волчека, хотя тот находится на амбулаторном лечении в местной поликлинике, и как воин-афганец дважды в год проходит курс реабилитации. Правозащитник ссылался на свое плохое самочувствие. После 3-х суток нахождения в жестоких условиях ЦИП-а на Окрестина, у него обострились все его хронические заболевания: боль в желудке, шее и плече.  Волчек хотел, чтобы данный факт был отражен в материалах дела. Запрос и приобщение данной выписки судья посчитал «намеренным затягиванием судебного процесса» и ходатайство отклонил.

Отметим также, что судья Якунчихин Александр Анатольевич запретил вести в зале видео- и аудиозапись, что лишний раз доказывает политическую мотивированность данного дела и отсутствие справедливого судебного разбирательства.

Окончательное слово судьи – 4 суток ареста с отбыванием наказания в ЦИП на Окрестина. “Благодаря” такому решению суда, правозащитник не смог 30 января выехать за границу для участия в международном правозащитном мероприятии. К тому же, бывшему воину-афганцу, награжденному несколькими правительственными наградами за свои воинские заслуги, придется отсидеть еще одни сутки в камере с бомжами, пьяницами и мелкими воришками.

Про нечеловеческие условия содержания в центре изоляции правонарушителей правозащитникам известно давно: условия содержания в ЦИП на Окрестина являются бесчеловечными и унижающими человеческое достоинство.

На суде Олег Волчек еще раз это подтвердил: в камерах нет мебели кроме деревянного настила из досок, на котором и спят, и принимают пищу все арестованные одновременно; матрац, одеяло, подушку и постельное белье не выдают; питьевую воду арестованным предоставили в объеме 4 литра на пятерых человек в сутки; температура в камере не соответствовала стандартам и было жутко холодно;  ежедневных прогулок на свежем воздухе предоставлено не было, так же в камере нету оборудованного туалета, и уединиться при отправлении естественных надобностей невозможно, что безусловно можно квалифицировать бесчеловечное обращение и унижение человеческого достоинства, что прямо противоречит Правилам внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Так же Олег говорил, что его поместили в камеру, где были бомжи, больные педикулезом, открытой формой туберкулеза и, возможно, другими заболеваниями – что крайне недопустимо.

Олег Волчек выйдет на свободу 31 января, приблизительно в 15:35. Поприветствовать правозащитника на свободе можно будет по адресу г.Минск, пер. Окрестина, 36.

Ксения Дубицкая